Стало изветна причина причудливого поведения ледника. В августе 2012 года, в холодной пустыне Западной Гренландии, ледник Jakobshavn течет и ломается в море с рекордной скоростью, в три раза быстрее, чем в предыдущие годы. Подводное событие окунания привело к тому, что массивный ледник потерял свои позиции. Но движение не было линейным, как беглый поезд (как предполагали предыдущие исследования), но динамичный: резко ускоряется, а затем замедляется через несколько дней.

На фото: Якобшавн Ибрабе во время полевой кампании Кассотто в 2012 году. Посмотрите внимательно, туристский вертолет на 19 мест колеблется над льдом. Фото: Райан Кассотто / CIRES и CU Boulder

Теперь новая оценка, проведенная мультиинституциональной командой под руководством CIRES, использовала новый, очень подробный набор данных для определения факторов, вызвавших ускорение и замедление. По мере того, как ледник течет быстрее, он становился все тоньше и более неустойчивым, а затем, в закрутке, нагромождение толстого льда пополняло конечную точку ледника, замедляя его снова. Работа, опубликованная сегодня в журнале «Glaciology» , может помочь ученым лучше предсказать, как ледники-водолазы способствуют повышению уровня моря.

«В качестве ледников-водолазов, таких как Jakobshavn Isbrae, они становятся все более чувствительными к небольшим колебаниям толщины льда», – сказал Райан Кассотто, исследователь CIRES и ведущий автор нового исследования, которое проводилось в то время, когда он был докторантом в Университете Нью-Йорка Гемпшир. «Это потому, что давление воды у основания ледника вызывает давление от веса льда над ним, что влияет на скорость течения ледника». Для ледников, оседающих на глубине ниже уровня моря, более толстый, более тяжелый лед перемещается медленнее и более тонкий, более легкий лед, быстрее. Похоже, Кассотто сказал, что поплавковые автомобили разных размеров: большой, тяжелый грузовик, как правило, очень стабильны и сопротивляются скольжению, в то время как легкие компактные автомобили легко скользят ».

Подробные наблюдения за Jakobshavn Isbrae в Гренландии помогают объяснить динамическое ускорение и замедление ледникового прилипания.

Jakobshavn Isbrae, тема документального фильма Джеймса Балога в 2012 году «Chasing Ice», выпускает одни из самых больших айсбергов и самые быстрые скорости в Арктике. И так как айсберговое окошко вносит существенный вклад в повышение уровня моря, важно понять динамику ледника и события отела, которые их производят, говорят исследователи.

«В течение последних двух десятилетий Jakobshavn Isbrae выгружал больше льда, чем любой другой ледник в Гренландии», – сказал Кассотто. «Это само по себе составляет около трех процентов от текущего роста мирового уровня моря в год».

Исследовательская группа, в которую вошли соавторы из Университета Аляски Фэрбенкс, Университета Аляски на юго-востоке, Университета Нью-Хэмпшира и Университета штата Огайо, использовали новые методы наблюдения за ледником на уровне деталей, который никогда не видел. Они использовали приборы, называемые наземными радиолокационными интерферометрами, чтобы наблюдать, как поверхность льда деформируется, измеряя каждые три минуты. События калечения происходят в течение нескольких минут, и поэтому их часто невозможно поймать спутниковыми инструментами, которые повторяют измерения только каждые 11 дней.

Кассотто и его команда обнаружили, что геометрия фьордской кровати критически важна для понимания скорости ледника, как и другие. Новая работа показывает, что даже небольшие изменения на концах ледников, последние несколько сотен футов, движущиеся к океану, могут глубоко повлиять на скорость.

По материалам phys.org