Совпадая с культурой Ямы (4200-3600 лет до нашей эры), пришедшей из Южной Европы, неолитические общины северо-восточной части Пиренейского полуострова начали церемониальную деятельность, связанную с жертвоприношением и погребением собак. Большое количество случаев, зарегистрированных в Каталонии, говорит о том, что это была обычная практика, и это доказывает тесную связь между людьми и этими животными, которые, кроме того, что были похоронены рядом с ними, получали рацион, подобный человеческому.

Фото: Вверху: останки взрослой собаки с частичной анатомической связью в La Serreta. Внизу: собака в анатомической связи между человеческими скелетами, в некрополе Бибила Мадурелл. Автор: UB-UAB

К такому выводу пришло исследование, проведенное Universitat Autònoma de Barcelona (UAB) и Университетом Барселоны (UB), которое предоставляет новые данные для описания и понимания присутствия собак в священных и погребальных местах среднего неолита на иберийском полуострове. Полуостров, и получает представление об отношениях между людьми и этими животными. Исследование было опубликовано в журнале Archaeological Science: Reports.

В исследовании анализируются останки двадцати шести собак, обнаруженных в погребальных сооружениях из четырех мест и некрополей региона Барселоны, и проведен изотопный анализ для восемнадцати из них, чтобы определить, включали ли отношения с их владельцами другие аспекты, такие как контроль их диеты.

Собаки были в возрасте от одного месяца до шести лет, с преобладанием шланга от двенадцати до восемнадцати лет, и имели однородные размеры, от сорока до пятидесяти сантиметров в высоту. В основном они были похоронены в круглых могилах, вместе или рядом с людьми, хотя некоторые из них были найдены отдельно в близлежащих могилах, а одна была найдена у входа в морговую камеру. Скелеты были полукомплектными в анатомическом отношении — только один был обнаружен как полный, рядом с ребенком — без переломов костей или следов манипуляций с помощью потрошения или каких-либо признаков хищников.

«Выбор молодых животных в возрасте до одного года предполагает, что в жертве было намерение. Хотя мы можем думать, что это было для потребления человеком, тот факт, что они были похоронены рядом с людьми, предполагает наличие намерения и прямой связи со смертью и погребальным ритуалом », — говорит Сильвия Альбизури, исследователь из доисторических исследований и исследовательского семинара (SERP) UB и первый автор статьи. «Кроме того, эта гипотеза согласуется с тем фактом, что они встречаются в области культурного влияния, которая придает собаке символическую ценность в этот период, такой как Южная Франция или Северная Италия».

Диета, богатая зерновыми и овощами, контролируемая людьми

Изотопное исследование останков и его сравнение с рационом человека и других травоядных животных на сайте показывает, что рацион большинства этих животных был аналогичен рациону человека, с высоким содержанием злаков, таких как кукуруза и овощи , У двух щенков и двух взрослых собак питание было в основном вегетарианским, и только в нескольких случаях использовалась диета, богатая животным белком.

«Эти данные свидетельствуют о тесном сосуществовании собак и людей и, возможно, о специфическом препарате их питания, что очевидно в случаях диеты, основанной на овощах. Вероятно, они сделают это, чтобы лучше контролировать свои задачи по безопасности и сэкономить время, которое им придется потратить на поиски еды. Такое управление объясняет однородность размеров животных», — говорит Эулалия Субира, исследователь из Исследовательской группы по биологической антропологии (GREAB) UAB.

Малоизученные животные

Присутствие собак в доисторических структурах утилизации встречается редко, что делает их малоизученной группой среди домашних животных. Их присутствие в могилах еще ниже. Вот почему присутствие этих скелетов в анатомической связи, подобных тем, которые представлены в этом исследовании, считается исключительным.

На Пиренейском полуострове были более ранние случаи отдельных обособленных захоронений, но лишь позднее они были задокументированы как общая практика, связанная с погребальным ритуалом. Этот ритуал распространялся и продолжался в течение ста лет, вплоть до железного века.

Что касается продуктов питания, есть только несколько исследований, с некоторыми случаями смешанных диет во Франции, Анатолии и Китае. «Недавно мы увидели, что у собак есть десять генов с ключевой функцией переваривания крахмала и жира, что сделает усвоение углеводов более эффективным, чем у его предка, волка. Наше исследование помогает прийти к выводу, что во время неолита в пищу были введены несколько овощей», — отмечает Эулалия Субира.

Исследование позволяет укрепить идею о том, что собаки играли важную роль в экономике неолитических популяций, заботясь о стадах и поселениях. Исследователи пришли к выводу, что это может быть жизненно важным отношением, которое превратило их в спутника смерти или символов в погребальных ритуалах.

По материалам eurekalert.org