Древние мезоамериканцы регулярно ловили и продавали диких животных в символических и ритуальных целях, согласно исследованию, опубликованному 12 сентября 2018 года в журнале открытого доступа PLOS ONE, написанном Навой Сугиямой из Джорджа. Университет Мейсона, Вирджиния, США, и коллеги.

Фото: Череп Пумы из могильника Мотмот. Предоставлено: Н. Сугияма.

Древние мезоамериканские культуры использовали диких животных, таких как пума и ягуар, для многих целей, в том числе в символических проявлениях статуса и власти, в качестве предметов ритуальных жертвоприношений и в качестве ресурсов для переработки в продукты из оленины или ремесла. Свидетельство об использовании диких животных в древней Мезоамерике восходит к культуре Теотиуакана в нынешней центральной Мексике (1-550 гг. Н.э.). Археологические находки местных стратегий мезоамериканского животноводства традиционно недооцениваются из-за нехватки крупной одомашненной дичи в Новом Свете по сравнению с разрушительным воздействием европейского скота, появившегося в 1500-х годах. В этом исследовании исследовательская группа проанализировала археологические образцы диких животных, выкопанных из пяти ритуальных мест в городе майя Копан (426-822 гг. Н.э.) в Гондурасе.

Команда провела анализ стабильных изотопов на кости и зубах от пумы, ягуара и других неопознанных кошачьих вместе с оленем, совой, колпицей и крокодилом, чтобы определить рацион и географическое происхождение животных. Некоторые из протестированных образцов кошачьих, в том числе пума и ягуар, имели высокий уровень потребления С4, что свидетельствует об антропогенной диете, несмотря на отсутствие показателей размножения в неволе. Уровни изотопов кислорода в образцах оленей и кошачьих свидетельствуют о том, что некоторые животные и производные ремесленные изделия (например, шкуры), используемые в ритуальных практиках, возникли в отдаленных районах долины Копан.

Эти результаты подтверждают предыдущие исследования, показывающие, что мезоамериканские культуры содержали диких животных в неволе в ритуальных целях, и показывают, что торговые сети животных в древней Мезоамерике были более обширными, чем считалось ранее.

Сугияма резюмирует: «Кодирование в кости ягуаров и пум на месте майя в Копане было свидетельством как плена, так и обширных торговых сетей, торгующих ритуализированными плотоядными животными через динамичный мезоамериканский ландшафт».

 

По материалам eurekalert.org