Роль женщин в создании средневековых рукописей опубликованны в журнале Science Advances. В европейское средневековье грамотность и письменные тексты были в основном провинцией религиозных учреждений. Богато иллюстрированные рукописи были созданы в монастырях для использования членами религиозных учреждений и знати. Некоторые из этих иллюминированных рукописей были украшены роскошными красками и пигментами, в том числе сусальным золотом и ультрамарином, редким и дорогим синим пигментом из камня ляпис-лазури.

На фото: Это увеличенное изображение частиц лазурита, заложенных в средневековом зубном камне. Моника Тромп.

В исследовании, опубликованном в журнале Science Advances, международная группа исследователей во главе с Институтом естествознания имени Макса Планка и Йоркским университетом пролила свет на роль женщин в создании таких рукописей с удивительным открытием — идентификацией пигмента лазурита, заложенного в кальцинированную зубную налет женщины среднего возраста, похороненной в небольшом женском монастыре в Германии около 1100 г. н.э. Их анализ показывает, что женщина, вероятно, была художником богато освещенных религиозных текстов.

Тихий монастырь в центральной Германии

В рамках исследования, посвященного анализу зубного камня — зубного камня или зубного налета, который окаменел на зубах в течение жизни — исследователи изучили останки людей, которые были похоронены на средневековом кладбище, связанном с женским монастырем в Дальхайме в Германии. О монастыре сохранилось мало записей, и точная дата его основания неизвестна, хотя женское сообщество могло образоваться там еще в 10 веке нашей эры. Самые ранние из известных письменных записей монастыря датируются 1244 г. н.э. Считается, что в монастыре находилось около 14 религиозных женщин от основания до разрушения в результате пожара после серии сражений 14-го века.

У одной женщины на кладбище было множество пятен синего пигмента, встроенного в ее зубной камень. Ей было 45-60 лет, когда она умерла около 1000-1200 гг. У нее не было каких-либо особых патологий скелета или признаков травмы или инфекции. Единственным примечательным аспектом ее останков были синие частицы, найденные в ее зубах. «Это стало полной неожиданностью — по мере того как исчисление растворялось, оно выпускало сотни крошечных синих частиц» — вспоминает соавтор Анита Радини из Йоркского университета. Тщательный анализ с использованием ряда различных спектрографических методов, в том числе энергодисперсионной рентгеновской спектроскопии (SEM-EDS) и микрорамановской спектроскопии, выявил синий пигмент, полученный из лазурита.

Пигмент такой же редкий и дорогой, как золото

«Мы рассмотрели множество сценариев того, как этот минерал мог попасть в исчисление на зубах этой женщины» — объясняет Радини. «Основываясь на распределении пигмента во рту, мы пришли к выводу, что наиболее вероятным сценарием было то, что она сама рисовала пигментом и облизывала конец кисти во время рисования», — утверждает соавтор Моника Тромп из «Макса Планка». Институт Науки Человеческой Истории.

Использование ультрамаринового пигмента из лазурита, наряду с золотом и серебром, было зарезервировано для самых роскошных рукописей. «Только писцы и художники исключительного мастерства могли бы быть доверены его использованию», — говорит Элисон Бич из Университета штата Огайо, историк проекта.

Неожиданное обнаружение столь ценного пигмента на ранних стадиях появления женщины 11-го века в сельской Германии беспрецедентно. В то время как Германия, как известно, была активным центром производства книг в этот период, выявить вклад женщин было особенно сложно. В знак смирения многие средневековые писцы и художники не подписывали свои работы, что особенно касается женщин. Низкая видимость женского труда в производстве рукописей заставляет многих современных ученых предполагать, что женщины играют в этом незначительную роль.

Результаты этого исследования не только бросают вызов давним убеждениям в этой области, они также раскрывают индивидуальную историю жизни. Первоначально останки женщины были относительно ничем не примечательной находкой из относительно непримечательного места, или так казалось. Но с помощью этих методов исследователи смогли раскрыть действительно замечательную историю жизни.

«Она была подключена к обширной глобальной коммерческой сети, простирающейся от шахт Афганистана до ее общины в средневековой Германии через торговые мегаполисы Исламского Египта и Византийского Константинополя. Растущая экономика Европы 11-го века вызвала спрос на драгоценный и изысканный пигмент, который прошел тысячи миль через торговый караван и корабли, чтобы служить творческим амбициям этой женщины-художника», — объясняет историк и соавтор Майкл Маккормик из Гарвардского университета.

«Здесь у нас есть прямое доказательство того, что женщина не просто рисует, а рисует очень редким и дорогим пигментом, причем в очень непонятном месте» — объясняет Кристина Уориннер из Института науки о человеке Макса Планка. История, старший автор на бумаге. «История этой женщины могла бы остаться скрытой навсегда без использования этих методов. Это заставляет меня задуматься, сколько других художников мы могли бы найти на средневековых кладбищах — если бы мы только смотрели».

По материалам eurekalert.org