Прототип телескопа CTA. Менее чем через неделю после инаугурации 17 января 2019 года прототип телескопа Schwarzschild-Couder (pSCT), прототип телескопа, предложенный для массива черенковских телескопов (CTA), успешно обнаружил свой первый черенковский свет 23 января в обсерватории Фреда Лоуренса Уиппла. в Аризоне Предполагается, что телескоп среднего размера с двойным зеркалом, SCT, покрывает середину энергетического диапазона CTA (80 ГэВ — 50 ТэВ).

Фото: Эми Оливер, Обсерватория Фреда Лоуренса Уиппла, Центр астрофизики | Гарвард & Смитсоновский институт

Через неделю после инаугурации камера впервые эксплуатировалась с зеркалами, открытыми во время пробного запуска. В течение первых нескольких минут этого «первого светового пробега» вечером 23 января на необработанных, некалиброванных данных камеры были обнаружены вызванные космическими лучами события воздушного потока Черенкова. Прилагаемое видео показывает 50 наносекунд одного события, в котором развитие воздушного потока Черенкова фиксируется камерой с разрешением в одну наносекунду (время между видеокадрами).

Черенковский свет — это результат гамма-излучения или космического луча от астрофизического источника, взаимодействующего с атмосферой Земли. Вспышка голубоватого света длится всего несколько миллиардных долей секунды и очень слабая. Камеры гамма-телескопа чувствительны к этим слабым вспышкам. Камера pSCT срабатывает, когда несколько соседних пикселей обнаруживают свет в течение нескольких наносекунд друг от друга. Камера имеет модульную конструкцию с 25 модулями, каждый из которых содержит 64 пикселя. Центральный модуль еще не установлен для того, чтобы направлять лазерный луч вдоль центральной оси для выравнивания телескопа, а соседний модуль был отключен во время пробного запуска. Амплитуды пикселей являются необработанными и не откалиброванными, но ранние результаты являются важной вехой для команды SCT.

Двухзеркальная оптическая система SCT улучшает конструкции с одним зеркалом, традиционно используемые в гамма-телескопах, значительно улучшая оптическое качество их сфокусированного света в большой области неба и позволяя использовать компактные, высокоэффективные фотографии -сенсоры в камере телескопа. Ввод в действие pSCT будет продолжен в 2019 году, включая выравнивание панелей зеркал как основного, так и дополнительного зеркала, расположение камеры относительно фокальной плоскости и калибровку данных камеры. В настоящее время ведется проект по увеличению числа пикселей в камере pSCT в семь раз, чтобы обеспечить соответствие широкому полю обзора зеркал.

CTA будет состоять из 118 телескопов, разделенных между южным массивом в Паранале, Чили и северным массивом на острове Ла-Пальма, Испания. Три класса телескопов (малые, средние и большие телескопы) будут использоваться для обнаружения гамма-лучей в диапазоне энергий от 20 ГэВ до 300 ТэВ с повышенной чувствительностью примерно в десять раз по сравнению с любой современной обсерваторией. Система SCT, отличающаяся улучшенным угловым разрешением гамма-излучения и камерой с очень высоким разрешением (> 11 000 пикселей), предлагается для телескопов CTA среднего размера, которые считаются «рабочими лошадками» массивов с 15 запланированными для северного участка и 25 для южного участка.