Launcher разрабатывает небольшую ракету-носитель, которая вероятно не будет введена в эксплуатацию до середины 2020-х годов, но полагает, что ее лучшие характеристики позволят ей добиться успеха на рынке. Кредит: Launcher.

ВАШИНГТОН. Стартап, который недавно нанял опытного украинского инженера, рассматривает разработку маленькой ракеты-носителя на долгосрочную перспективу, полагая, что производительность со временем выиграет.

Нью-йоркская компания Launcher объявила 4 декабря, что она наняла Игоря Никищенко в качестве своего нового главного дизайнера. Никищенко обладает более чем 30-летним опытом разработки жидкотопливных двигателей, работая заместителем главного конструктора в отделе жидкостных двигателей украинской аэрокосмической компании «Южное» и, совсем недавно, в итальянской компании-носителе ракет-носителей Avio.

Макс Хаот, основатель и исполнительный директор Launcher, сказал, что Никищенко будет играть роль, похожую на главного инженера или главного технолога. «Он будет отвечать за все наши разработки и разработки», — сказал он в интервью.

Хаот сказал, что он познакомился с украинским опытом в области ракет-носителей на своем предыдущем предприятии, интернет-видео компании Livestream, имеющей офис в стране. Одно время он рассматривал возможность создания в Украине присутствия для работы над ракетами-носителями, но пришел к выводу, что в Украине и Соединенных Штатах «слишком много правил», чтобы сделать это возможным.

Launcher особенно заинтересован в украинской работе по поэтапному сгоранию с высоким содержанием кислорода, типу двигателя, который предлагает более высокую производительность, чем альтернативные подходы, использующие ту же комбинацию топлива керосина и жидкого кислорода. Двигатели, использующие это сгорание, были разработаны в бывшем Советском Союзе в 1980-х годах, в том числе двигатель RD-180, который теперь оснащен Atlas 5 United Launch Alliance.

Компания хочет применить эту технологию к меньшему двигателю для использования на маленькой ракете-носителе. «Мы здесь не занимаемся наукой, не пытаемся сделать прорыв», — сказал Хаот. «Мы пытаемся использовать проверенную высокопроизводительную конструкцию двигателя, примененную для меньших размеров». Это включает в себя использование некоторых передовых технологий, таких как 3-D печать, для помощи в производстве.

Компания тестирует один такой двигатель, который называется E-1. Этот двигатель предназначен для испытания конструкции при некоторых тех же условиях, таких как давление в камере и соотношение смеси, которые будут использоваться в более крупном двигателе E-2 компании, который он планирует использовать на своей будущей ракете-носителе. E-2, способный производить силу тяги в 22 000 фунтов, находится на пути к завершению и испытаниям к концу 2020 года.

Испытательный запуск двигателя Launcher E-1

Испытательный запуск двигателя Launcher E-1, тестирование технологии поэтапного сгорания, богатой кислородом, которую он планирует внедрить в свой двигатель E-2. Фото: Launcher / Джон Краус.

После того, как этот двигатель будет завершен, Launcher планирует продолжить разработку маленькой ракеты-носителя. Компания, однако, придерживается гораздо более медленного подхода, чем многие другие разработчики транспортных средств: Хаот сказал, что в соответствии с текущими графиками их транспортное средство совершит первый испытательный полет в 2025 году и поступит в коммерческую эксплуатацию в 2026 году. Автомобиль имеет «консервативную» цель разместить 300 килограммов на 200-километровой орбите.

Напротив, десятки других компаний по всему миру либо уже управляли подобными транспортными средствами, либо планируют сделать это в ближайшие несколько лет. Например, Rocket Lab осуществила первый коммерческий запуск своей ракеты Electron 10 ноября и планирует второй полет в рамках программы NASA Venture Class Launch Services в декабре. Такие компании, как Firefly Aerospace, Vector и Virgin Orbit, планируют первые запуски своих автомобилей к концу 2019 года.

Хаот сказал, что он считает, что лучше сконцентрироваться на производительности, а не на рынке с другой небольшой ракетой-носителем. «У нас очень долгосрочный взгляд, от 10 до 20 лет», — сказал он. «Мы не верим, что победителями станут люди, попавшие туда несколькими годами раньше. Мы верим, что победителями будут те, кто работает с самой высокой маржей »

Он утверждал, что компании, разрабатывающие малые ракеты-носители, теперь, вероятно, будут использовать их в течение следующего десятилетия с небольшими изменениями. «Выбор, который они сделали, является серьезным компромиссом в отношении производительности, который приводит к компромиссу в отношении полезной нагрузки», — сказал он, сделав автомобиль Launcher более конкурентоспособным, как только он выйдет на рынок. «Мы держим пари, что маржа важнее, чем первая на рынке».

По словам Хаота, в настоящее время Launcher — это небольшая компания с пятью штатными сотрудниками. На сегодняшний день компания собрала «миллионы, а не десятки миллионов» долларов и увеличит сбор средств после завершения разработки двигателя E-2.

В отличие от ряда других запусков ракет-носителей, с операциями в очагах космической деятельности, таких как Южная Калифорния, Launcher базируется в Бруклине. Хаот сказал, что местоположение принесло пользу компании несколькими способами, такими как сбор средств и рекрутинг. Компания проводит испытания двигателей на площадке на Лонг-Айленде, ранее использовавшейся Грумманом для создания истребителей F-14.

«Это был вопросительный знак, когда мы начинали в прошлом году», — сказал Хаот о местонахождении компании. Компания обнаружила, что многие субподрядчики, которые ранее поддерживали Grumman, все еще находятся в этом районе, и она получила местную и политическую поддержку, стремясь восстановить аэрокосмическую отрасль региона. «Пока это были только преимущества».

По материалам spacenews.com