«Видящие» хвосты помогают морским змеям избегать хищников. Новое исследование выявило удивительную адаптацию некоторых австралийских морских змей, которая помогает защитить их уязвимые гребешковые хвосты от хищников.

Оливковая морская змея ( Aipysurus laevis ) ныряет под воду. Морские змеи всю жизнь живут в море и должны подняться на поверхность моря, чтобы дышать воздухом. Фото: Крис Малам

Международное исследование, проведенное Университетом Аделаиды, показывает, что несколько видов австралийских морских змей могут ощущать свет на коже хвоста, побуждая их отводить хвосты под укрытие. Исследование также дало новое понимание эволюции и генетики этого чувства редкого света.

Исследователи обнаружили, что оливковые морские змеи ( Aipysurus laevis ) и другие виды Aipysurus отодвигают хвост от света. Они считают, что это приспособление, позволяющее скрыть хвост от акул и других хищников.

«Морские змеи живут всю свою жизнь в море, плавая с веслообразными хвостами и отдыхая время от времени в течение дня под коралловыми или скалистыми выступами», — говорит ведущий автор исследования Дженна Кроу-Ридделл, доктор философии. Кандидат в Школу биологических наук Аделаидского университета. «Поскольку морские змеи имеют длинные тела, хвостовая лопасть находится на большом расстоянии от головы, поэтому ей выгодно обладать собственной способностью ощущать свет.

«Оливковая морская змея была единственной рептилией из более чем 10 000 видов рептилий, которые, как известно, реагировали на свет на коже таким образом».

Исследователи проверили наличие чувствительных к свету хвостов у восьми видов морских змей, но обнаружили, что только три вида обладали способностью воспринимать свет. Они пришли к выводу, что уникальная способность, вероятно, возникла у предка всего шести близкородственных австралийских видов.

«Существует более 60 видов морских змей, так что это менее 10% всех морских змей», — говорит г-жа Кроу-Ридделл. «Мы не знаем, почему это редкое чувство развилось у нескольких видов Aipysurus».

Исследователи использовали секвенирование РНК, чтобы увидеть, какие гены активны в коже морских змей. Они обнаружили ген светочувствительного белка меланопсин и несколько генов, которые участвуют в преобразовании света в информацию в нервной системе.

«Меланопсин используется в ряде генетических путей, которые связаны с ощущением общего уровня освещенности вокруг нас. Он даже используется некоторыми животными, включая людей, для регулирования циклов сна и у лягушек, чтобы изменить цвет их кожи в виде камуфляжа», — говорит г-жа Кроу-Ридделл.

Ведущий ученый доктор Кейт Сандерс, будущий научный сотрудник ARC в университете Аделаиды, говорит: «Мы подтвердили способность оливковых морских змей ощущать свет в своих хвостах и ​​обнаружили такую ​​же способность у двух других видов. Мы определили короткий список генов, которые могут быть вовлечены в обнаружение света. Но необходимы дальнейшие исследования, чтобы нацелиться на эти гены, прежде чем мы действительно сможем понять генетические пути, вовлеченные в это захватывающее поведение».

Опубликованное в журнале « Молекулярная экология» исследование представляет собой сотрудничество между Университетом Аделаиды, Бристольским университетом, Университетом Западной Австралии и Музеем естественной истории в Лондоне.