Самый старый остов скелета, окаменевший в летописи Земли, принадлежал микроорганизмам, жившим 700-650 миллионов лет назад. Международная исследовательская группа доказала, что более крупные организмы того же периода, такие как Palaeopascichnus linearis длиной до 20 сантиметров, также имели скелет. Исследование опубликовано в докембрийских исследованиях .

Фото: Это агглютинированные стенки в Palaeopascichnus linearis из пласта хатыспы под сканирующим электронным микроскопом. Предоставлено: Anton Kolesnikov

Palaeopascichnus напоминает серию сфер или эллипсоидов, которые расположены одна за другой и называются камерами. Они были известны в течение долгого времени и могут быть найдены во всем мире, так как в то время они были одним из самых распространенных живых организмов. Некоторое время Palaeopascichnus считали окаменелыми следами жизнедеятельности: кто-то описывал их как следы на поверхности субстрата или осадка, оставленного миграцией животных в поисках пищи, кто-то — как окаменевшие цепи фекалий, кто-то — как водоросли.

Исследователям из Института нефтяной геологии и геофизики СО РАН и Новосибирского государственного университета вместе со своими коллегами из Великобритании и Франции впервые удалось доказать, что на самом деле Palaeopascichnus был скелетным организмом. Ученые выяснили, что Palaeopascichnusимеет много общего с современными гигантскими простейшими:
глубоководные одноклеточные ксенофофоры. Например, Palaeopascichnusагглютинировал экзоскелет, оставаясь неподвижным на дне и склеивая вокруг себя частицы камней и осадок из окружающего пространства. В качестве современного примера агглютинации можно назвать кадриль, даже если они движутся.

«Материал был собран в Арктике на возвышенности Оленека на северо-востоке Сибирской платформы, где было обнаружено очень большое скопление организмов», — говорит один из исследователей Антон Колесников, сотрудник Института нефтяной геологии и геофизики СО РАН и Доктор Университета Лилля. «Когда мы сделали тонкий разрез через Palaeopascichnus через камеру, мы увидели, что есть определенная стена, состоящая из материала, который является более грубым по сравнению с вмещающими породами».

В этом исследовании использовался набор разнообразных методов: ученые делали тонкие надрезы или слайды, изучали их под микроскопом, проводили томографические исследования, использовали сканирующий электронный микроскоп и так далее. После этого исследователи начали искать дополнительные материалы из Белого моря, Украины, Австралии, Канады, и все эти образцы подтвердили существование скелета.

Посредством статистических расчетов размера зерен горных пород в стене Palaeopascichnus и в окружающем пространстве ученые также обнаружили, что эти организмы предпочитают собирать крупные частицы, чтобы построить скелет, а не все вокруг них.

Palaeopascichnus оказался более счастливым, чем другие существа того времени, такие как эдиакарская биота, которая почти исчезла примерно за десять миллионов лет до кембрия. Palaeopascichnus дожил до начала кембрия, и теоретически современные ксенофофоры могут быть их дальними потомками.

Помимо потенциальных потомков Palaeopascichnus , палеонтологи обнаружили их древних родственников. «Дело в том, что существует множество организмов, таких как Palaeopascichnus », — отмечает Антон Колесников. «Например, род Orbesiana, который был обнаружен в скважине, пробуренной под Москвой известным ученым, основателем эдиакарского исследования биоты Борисом Соколовым. Он описал окаменелости, которые он нашел, как древние макроскопические водоросли, и после этого этот материал некоторое время терялся. Недавно семья Бориса Соколова предложила нам свои архивы, и мы нашли оригинальный материал с подробной пояснительной запиской».

Исследователям удалось использовать самое современное оборудование, и с помощью британских и французских коллег они показали, что Орбесиана далеко не водоросли. Скорее всего, они были близки к Palaeopascichnus и могли быть отнесены к одной группе самых старых макрокелетных организмов. « Palaeopascichnus предпочитал строить свои каркасы из однорядных камер, в то время как Orbesiana использовала несколько необработанных зданий, поскольку они либо создавали спирали и пенообразные скопления неправильной формы, либо просто были двух- и многорядными», — объясняет Антон Колеснилов.

На следующем этапе исследования палеонтологи планируют провести дальнейшее изучение организмов, которые можно отнести к этой группе. Другими словами, исследователи должны глубоко понять таксономию этих первых макрокелетных существ эдиакарской биоты.

По материалам eurekalert.org