Кролик Дарвина поможет объяснить борьбу с миксоматозом. Спустя почти семьдесят лет после того, как миксоматоз уничтожил популяции кроликов в Австралии, Великобритании и Франции, новое исследование показывает, как этот вид развил генетическую устойчивость к болезни посредством естественного отбора.

Скелет кролика однажды попал в коллекцию Чарльза Дарвина, из которой ученые взяли образец ДНК. Фото: попечители Музея естествознания

Беспрецедентное исследование ДНК кролика, охватывающее 150 лет и тысячи миль, выявило генетическую основу для борьбы животного со смертельным вирусом миксомы. Используя новейшие технологии, международная команда, возглавляемая Университетом Кембриджа и Институтом CIBIO в Порту, извлекла ДНК почти у 200 кроликов 1865-2013 годов, в том числе у Чарльза Дарвина. Затем ученые секвенировали около 20 000 генов, чтобы точно определить мутации, возникшие после пандемии миксоматоза в 1950-х годах.

Исследование, опубликованное сегодня в журнале Science , устанавливает, что современные кролики в Австралии, Великобритании и Франции приобрели устойчивость к миксоматозу благодаря одним и тем же генетическим изменениям. Ученые также обнаружили, что эта устойчивость зависит от совокупного воздействия множества мутаций различных генов.

Ведущий автор Джоэл Алвес сказал: «Мы сравнили кроликов, собранных до вспышки вируса в 1950-х годах, с современными популяциями, которые развили устойчивость, и обнаружили, что одни и те же гены изменились во всех трех странах. Многие из этих генов играют ключевую роль в иммунной системе кролика. Часто эволюция работает через большие изменения в отдельных генах, но наши результаты показывают, что устойчивость к миксоматозу, вероятно, развивалась благодаря множеству мелких эффектов, распространяющихся по геному».

Три особенно значимых мутации были обнаружены в гене IFN-альфа 21А, который вызывает тревогу на основе белка в клетках кролика при обнаружении вируса. В лаборатории команда произвела форму белка, найденную у кроликов в 1950-х годах, и другую форму, обнаруженную сегодня. Старший автор, профессор Фрэнсис Джиггинс из Кембриджского департамента генетики, сказал: «Мы отправили эти белки в бой с различными штаммами вируса, и именно тогда на молекулярном уровне мы увидели, как кролики отбивались за все эти годы».

Австралия выпустила миксоматоз у неконтролируемой популяции кроликов в 1950 году. Считается, что европейский кролик был завезен в страну английским поселенцем Томасом Остином в 1850-х годах. За столетие их насчитывалось сотни миллионов. Этот вид вызвал хаос на местных растениях и животных Австралии, но менее чем за три месяца миксоматоз распространился на 2000 км и убил 99 процентов зараженных животных. В 1952 году вирус был незаконно внедрен во Франции, а в 1953 году он достиг Великобритании, что привело к одинаково разрушительным результатам в обеих странах.

Вскоре ученые начали отслеживать эволюцию как вируса, так и кроликов, и во всех трех странах они наблюдали существенное снижение уровня смертности. Они пришли к выводу, что это произошло из-за того, что болезнь стала менее вирулентной, а кролики стали более устойчивыми. Популяции животных демонстрируют значительные генетические различия в восприимчивости к инфекции, что обеспечивает быстрое развитие устойчивости при воздействии новых заболеваний. Пандемии 1950-х годов вызвали особенно интенсивный процесс естественного отбора. Эти первоначальные результаты стали примером учебной коэволюции хозяина-паразита, но это новое исследование предлагает гораздо более детальную картину того, что происходит у кроликов.

Команда собрала исторические образцы из 11 музеев естествознания в Великобритании, Франции, Австралии и США. Один из кроликов, с которого была секвенирована ДНК, принадлежал Чарльзу Дарвину и теперь находится в лондонском Музее естественной истории (изображения прилагаются). Джоэл Алвес сказал: «Было нелегко получить образцы от стольких давно умерших кроликов. Не все музеи естественной истории держат кроликов, потому что они не очень экзотичны по сравнению с другими видами. Но музеи, с которыми мы работали, проделали большую работу по сохранению своих образцов в течение десятилетий. Это и доступность новых технологий дали нам уникальную возможность».

В то время, когда популяции кроликов коллапсируют в Великобритании и континентальной Европе, это исследование может дать ключ к будущему животного. Исследователи обнаружили, что белок, который помогает кроликам отразить вирус миксомы, также оказывает противовирусное действие на неродственный вирус, называемый везикулярным стоматитом. Мигель Карнейро из CIBIO, Университет Порту, сказал: «Во время борьбы с миксомой кролики могли повысить свою устойчивость к другим вирусам, включая, возможно, геморрагическую болезнь кроликов, которая сейчас убивает так много животных».

Между тем миксома остается серьезной угрозой для кроликов. Джоэл Алвес сказал: «Похоже, что вирусная эволюция находит способы противостоять генетической адаптации, которую мы наблюдали. Недавние, более вирулентные штаммы вируса миксомы, как было установлено, являются чрезвычайно иммуносупрессивными. Так что гонка вооружений продолжается».