Исключительно новый титанозавр зауропод из среднего мела Танзании представляет уникальный вид и дает новое понимание эволюции зауроподов, согласно исследованию, опубликованному 13 февраля 2019 года в журнале открытого доступа PLOS ONE Эриком Горскаком из Среднего Западного университета, штат Иллинойс, и Патрик О'Коннор из Университета Огайо, США.

Изображение: Это иллюстрация, изображающая Мнямавамтуку в ее окружении. Предоставлено: Марк Виттон (2018)

Титанозавры были самой специфической и широко распространенной группой динозавров-зауроподов, самых больших наземных животных в истории Земли. Они достигли своего пика разнообразия в позднем меловом периоде после того, как исчезли все другие группы зауроподов, но их ранняя эволюция плохо изучена из-за нехватки хорошо сохранившихся окаменелостей титанозавров до позднего мела, особенно за пределами Южной Америки. В этом исследовании авторы описывают недавно открытого мелового титанозавра из южной части Африки.

Исследователи назвали нового динозавра Mnyamawamtuka moyowamkia. Это известно из одного образца, добытого в карьере вдоль реки Мтука на юго-западе Танзании. Это один из наиболее полных образцов титанозавров, известных особенно в Африке, с сохранением частичных остатков всех основных областей тела, включая многочисленные позвонки, ребра, кости конечностей и зубы. Его научное название происходит от слов кишахили (суахили), означающих «зверь Мтуки» и «сердце хвоста», относящихся соответственно к месту, где он был найден, и к уникальному сердцевидному центру его хвостовых позвонков.

Сравнивая Mnyamawamtuka с известным генеалогическим деревом титанозавров, исследователи пришли к выводу, что этот новый вид подходит к происхождению клады, называемой Lithostrotia, которая в конечном счете включает большинство видов позднемелового титанозавра. Таким образом, Мнямавамтука представляет собой раннюю стадию эволюции величайшей диверсификации титанозавров. Это открытие также добавляет к свидетельству тесной связи между титанозаврами южной части Африки и Южной Америки, связи, которая, вероятно, была важна в эволюции меловых экосистем на южных континентах.

Горсак добавляет: «Несмотря на то, что титанозавры стали одной из самых успешных групп динозавров до печально известного массового вымирания, охватившего Эпоху динозавров, их ранняя эволюционная история остается неясной, и Мнямавамтука помогает рассказать об этих начинаниях, особенно для их африканской стороны истории».

По материалам eurekalert.org