Согласно исследованию из Стокгольмского университета, планирование и самоконтроль у животных не требуют человеческих умственных способностей. Недавно разработанные модели обучения, похожие на модели в исследованиях искусственного интеллекта, показывают, как планирование в воронах и великих обезьянах может развиваться из-за предшествующих опытов, без необходимости думать.

Ранее исследователи предположили, что вороны могут планировать лучше четырехлетних детей. Новое исследование «Что может сделать ассоциативное обучение для планирования?» отвергает идею о том, что вороны и великие обезьяны имеют человекоподобные возможности планирования.

«Животные могут принимать решения, которые не имеют немедленных преимуществ, но в противном случае они могут привести к чему-то значимому в будущем. Некоторые исследователи предположили, что планирование у великих обезьян и воронов развивается посредством мышления, что они имитируют будущие сценарии и принимают решения, основанные на таких умственных симуляциях. Мое исследование показывает, что планирование поведения и самоконтроль у нечеловеческих животных вместо этого может возникать благодаря ассоциативному обучению», — говорит Йохан Линд, доцент кафедры этиологии Центра культурного развития Стокгольмского университета, автор исследования.

В исследовании используется компьютерное моделирование ранее опубликованных исследований великих обезьян и воронов. В Центре культурной эволюции исследователи сформулировали новую математическую модель обучения животных, аналогичную моделям исследований искусственного интеллекта. Эта новая обучающая модель была подвергнута аналогичным сценариям, как те вороны и великие обезьяны, которые испытали в исследованиях планирования, чтобы исследовать то, что нужно, чтобы проявлять сходные возможности планирования, такие, как те, что показаны воронами и великими обезьянами.

Компьютерное моделирование показало, что модель обучения, которая неспособна мыслить или моделировать будущие сценарии, смогла научиться планировать, а также животных в экспериментах. Эта модель также способна учиться самоконтролю. Он может научиться игнорировать небольшие немедленные награды за еду, вместо этого выбирать, например, инструмент, который можно использовать только после долгой задержки. Но после долгой задержки инструмент можно использовать, чтобы получить большую награду за еду.

«Сегодня мы знаем, что подобные модели обучения в исследованиях искусственного интеллекта могут научиться играть в настольные игры и избивать людей. Однако эти виды обучающих моделей часто игнорируются при изучении познания животных. Животные часто очень эффективны в изучении их опыта, и это помогает им выживать в местах, которые часто враждебны и конкурентоспособны», — говорит Линд.

По материалам phys.org